16:46 Сказка "Еж и Заяц". О чем она? |
СКАЗКА "ЕЖ И
ЗАЯЦ" Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его
Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут,
разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил
— споткнулся, чуть было не упал. — Ах ты!.. —
рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела. А Ёжик
поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца. Увидел Заяц у Ежа палку, удивился: — Зачем тебе палка?
Что в ней толку? — Эта палка не
простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка. Заяц в ответ только фыркнул. — Эй, Колючая Голова,
бросай свою палку, тебе с нею сюда не
перебраться! — Здорово ты,
оказывается, прыгаешь! — Я прыгать совсем не
умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне
помогла. Не успел Заяц договорить, как
сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся
и утонет. Перебрался Ёжик на кочку, поближе к
Зайцу, и кричит: — Хватайся за палку!
Да покрепче! Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул, вытянул своего
друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу: — Спасибо тебе, Ёжик,
спас ты меня. —Что ты! Это
палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка! — Помогите, помогите!
— чирикали они. Гнездо высоко — никак не достанешь.
Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо. Думал ёжик, думал и придумал. — Становись лицом к
дереву! — скомандовал он Зайцу. Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил
птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял, как мог палку
и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в
гнездо. Вот обрадовались его папа и мама!
Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают: — Спасибо, спасибо,
спасибо! А Заяц говорит Ежу: — Молодец, Ёжик!
Хорошо придумал! — Что ты! Это всё
палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!
— Стой! Остановились Заяц с Ежом. Волк
облизнулся, лязгнул зубами и сказал: — Тебя, Еж, я не
трону, ты колючий, вот тебя, Косой,
целиком съем, с хвостом и ушами. Задрожал Зайчик от
страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле
приросли. Закрыл глаза - сейчас его Волк съест. Только Ежик не растерялся:
размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от
боли, подпрыгнул - и бежать!... Так и убежал, ни разу не
обернувшись. — Спасибо тебе, Ежик,
ты меня теперь и от Волка спас! — Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка,
- ответил Ежик. Пошли дальше. Пошли лес, и вышли на
дорогу. А дорога тяжелая, в гору идет. Ежик впереди топает, на палочку
опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не
падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше
идти не может. — Ничего, — сказал
Ежик, — держись за мою палочку. Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ежик в
гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало. — Смотри-ка, — говорит
он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла. Так и привел Ежик Зайца к нему
домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу: — Кабы не эта твоя
волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома. Усмехнулся Ежик и говорит: — Бери от меня в
подарок эту палочку, может быть, она тебе еще пригодится. Заяц даже опешил: — А как же сам ты без
такой волшебной палочки-выручалочки останешься? — Ничего, — ответил
Ежик, - палку всегда найти можно, а вот выручалку, — он постучал себя по лбу, —
а выручалка-то вот она где! Тут все понял Заяц: — Верно ты сказал:
важна не палка, а умная голова да доброе сердце! Понравилась
ли вам эта сказка? Вот что мне стало понятно из нее. Ежик и Заяц
по дороге домой решают задачи. Не
математические задачи, а жизненные.
Задачи ведь бывают не только по математике или физике. Все мы, живущие
на Земле, решаем жизненные задачи. И делаем это каждый день, иногда по
нескольку задач в день приходится решать. И в каждой новой ситуации каждый решает возникшую задачу по-своему. Заяц
использует свои выдающиеся физические способности, а Ежик отличается от него
тем, что использует палку – средство, помогающее ему не только свои задачи успешно
решать, но и помогать Зайцу. У Ежика нет «выдающихся способностей» быстро
бегать, далеко прыгать, хорошо слышать. Но у Ежика есть своя выручалка –
способность видеть свойства окружающих вещей и использовать их для решения
возникающих в дороге задач. Ведь не любую палку подобрал он. Если палка слишком
длинна – ее неудобно нести и использовать. Если она слишком тяжела – быстро
устанешь ее нести. Если она слишком тонка – прогнется или сломается. Все это показал мне художник
В.Сутеев своей сказкой про Ежика и Зайца. Но я бы не увидел ничего в такой
простой сказке, если бы не учился ТРИЗ – технологии решения изобретательских
задач. Ее создала группа инженеров во главе с Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Они увидели, что у изобретателей нет средств решения сложных технических задач,
и стали такие средства отыскивать. Ученики Генриха Сауловича пошли дальше и
стали создавать средства решения других, не технических задач. ТРИЗ начала
проникать в другие сферы человеческой жизни и деятельности. Но для того, чтобы овладеть хотя бы простыми средствами ТРИЗ,
надо учиться: читать книги, изучать средства и решать задачи с помощью средств
ТРИЗ. Сейчас уже написано много книг для детей и взрослых. Моя задача, как я ее понял, вот в чем. Мне кажется важным показать читателям – сделать видимыми для
них - вот такие простые вещи.
Я собрал сказки, где, как мне
показалось, проявляется либо изобретательность, либо неизобретательность ее героев. Собрал и определенным образом
расположил их. Но мне показалось недостаточным просто сделать сборник сказок. Я
хочу, чтобы читатель научился ВИДЕТЬ. Прежде всего видеть и отличать сложную
ситуацию от простой. Затем, чтобы научился видеть и формулировать задачу героя
в каждой ситуации, научился видеть и оценивать использованный героем способ и
средства решения задачи. Для того, чтобы все это было, я
после каждой сказки поставил вопросы на осознание ее содержания. А после того,
как читатель задумается над сказкой и поищет ответы, можно прочитать мои
комментарии к сказке. Затем я даю свое описание сказки,
как последовательности ситуаций и действий героев в них. Мне кажется весьма важным
дать описание сказки как ситуации
или цепочки ситуаций. На курсах по обучению ТРИЗ я понял, что «описать ситуацию» - это задача и надо уметь ее решать. Описание ситуации – краткое, полное и ясное изложение действий, необходимое
для понимания происходящего. Описание – это более простая картина, чем
художественное описание событий. Это не имеющая лишних деталей модель, краткая
и вместе с тем полная. Описание - основа для анализа ситуаций. После
описания идет анализ ситуации. Если
описание – это видимое, внешнее, то, что каждый может увидеть, то анализ –
выявление невидимого, того, что обнаруживается только разумом (рис.1). |
|
Всего комментариев: 15 | 1 2 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-15 | |||||||||||