12:26 Как найти Правильное Решение? | |
Кто не слышал в наше время о таких модных системах как «Бережливое производство», «Кайдзен», «Шесть сигма», «Двадцать шагов», «5 шагов» и других? Многие не только слышали, но и попробовали применить на производстве. Зарубежные новинки со времен Петра I идут в России «на ура». А что вам известно о ТРИЗ – отечественной технологии решения изобретательских задач? Где и как она применяется? Какие результаты позволяет получить при минимальных затратах? Почему ее нужно интенсивно осваивать именно во время кризиса? Кто и как ее создал? Цель моих заметок – показать преимущества ТРИЗ перед новомодными зарубежными методологиями инженерам и менеджерам, принимающим ответственные решения. Сейчас, после более чем 50 лет применения, становится все более ясно: ТРИЗ есть технология выработки правильных решений в любой области человеческой деятельности. Когда-то в 1946 году автор ТРИЗ, двадцатилетний юноша Генрих Альтшуллер задумал создать «науку изобретать». А создал больше – создал технологию производства правильных решений. Читатель может спросить – а возможно ли вообще найти «правильное решение»? Ответ прост: «вообще» нельзя, а если использовать ТРИЗ, то можно. ТРИЗ дает правила «вычисления» решения, то есть задает процесс. А кроме того – задает критерии оценки правильности решения. Правильным считается решение экономичное, экологичное, этичное. Решение, соответствующее законам развития техники, экономики, человеческого общества. Требование экономичности означает соответствие решения законам ведения хозяйства, законам экономики. Требование экологичности предполагает соответствие решения законам Природы. Требование этичности означает соответствие законам гуманизма, законам человечных отношений. Вот несколько простых примеров. Когда инженеру, специалисту, менеджеру поручают найти решение сложной проблемы, зная, что никаких средств, методов, кроме метода проб и ошибок у него нет – это негуманно. «Врукопашную» бороться с проблемой, которая не решалась годами – невозможно. И, разумеется, после долгой борьбы, первое попавшееся, мало-мальски пригодное решение будет принято, пусть даже оно чрезвычайно затратно. А куда деваться, - сетует руководитель. Так обстояло дело до появления ТРИЗ. А вот пример от использования ТРИЗ на первых шагах ее становления. Из письма изобретателя В.Е. Лукьяненко в редакцию журнала "Техника и наука" (от 21.05.82): "Я работаю инженером, до знакомства с АРИЗ и ТРИЗ имел одно авторское свидетельство. Сейчас, после обучения ТРИЗ, получил 10 авторских свидетельств; все они внедрены, среди них есть изобретения с суммарным экономическим эффектом более 97 тыс.руб.". (Г.С.Альтшуллер. Справка «ТРИЗ-88») Современный пример. Мастер ТРИЗ Н.Шпаковский, был приглашен в Институт передовых технологий компании Samsung (SAIT) (ЮжнаяКорея). Он успешно выполнил более 40 проектов в различных областях производственной деятельности компании. Их внедрение принесло корпорации Samsung экономический эффект в более чем 90 миллионов долларов США. В Интернет можно видеть фото, где президент компании Samsung вручает Н.Шпаковскому награду – именную медаль. Множество специалистов по ТРИЗ в 90-х годах уехали за рубеж и создали там свои фирмы. К фирме GEN3 обратилась компания «Чикита», владеющая огромными банановыми плантациями в Латинской Америке, с просьбой улучшить эффективность продаж. Питерские сотрудники GEN3 изобрели машинку, ускоряющую созревание зеленых плодов. Теперь у любого продавца всегда есть запас зеленых непортящихся бананов и средство для почти мгновенного превращения их в спелые. Президент компании «Чикита» отозвался коротко: «Нам 107 лет, но мы ощутили вторую молодость!» («Изобретатель и рационализатор» №6(690), 2007) Вот пример из практики Мастера ТРИЗ Алексея Васильевича Подкатилина, занимающегося решением проблем предприятий «лежащих на боку». Завод заключил выгодный контракт на поставку партии КамАЗов за рубеж. После его подписания неожиданно выяснилось, что на КамАЗах не предусмотрена установка заднего буфера, чтобы при аварии под машину не въезжали легковые автомобили и мотоциклы. Это - нарушение международных стандартов и условий соглашения. Что делать? Установка бампера увеличит стоимость и вес КамАЗа на 60 кг, что не допустимо контрактом и повлечет громадные штрафные санкции. Ситуация безвыходная! Грозит разрыв договора с зарубежным партнером, заключенного с таким трудом! Грозит увольнение специалистов, допустивших прокол в ответственном договоре! А в чем проблема? Возникло, как часто говорят, «неразрешимое противоречие»: если поставить бампер, то увеличится вес машины, и будут нарушены условия контракта. Если не ставить бампер, то вес машины останется прежним, но не выполнится важное условие того же контракта! Специалист по ТРИЗ знает азбучную истину: если найдено противоречие – значит близко правильное решение! Ни одна известная в настоящее время методология не имеет средств разрешения противоречий. В ТРИЗ известно более 50 приемов для этого! Сколько из них известно вам, уважаемый читатель? А они вам наверняка известны, по крайней мере часть из них. Решение нашли с помощью алгоритма поиска ресурсов: в качестве буфера можно использовать... запасные колеса, которые кронштейнами крепились за кабиной. Их укрепили сзади на тех же кронштейнах, ни на грамм не увеличив вес машины. При этом появился неожиданный сверхэффект – новое полезное и не заказанное свойство: буфер стал упругим, что позволяет защитить автомобиль или мотоцикл при наезде сзади. ТРИЗ в настоящее время становится обязательным инструментом выработки правильных решений. А самое главное – осваивается специалистами все более и более быстро. | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||