Главная » Файлы » ТРИЗ применяем |
КАК Я РЕШИЛ ПЕРВУЮ ЗАДАЧУ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ
01.04.08, 01:04 | |
Однажды осенью нас, троих научных сотрудников направили на базу отдыха нашего института – в помощь директору.Когда мы приехали, директор объяснил задачу: - Вот видите, на берегу Истринского водохранилища растет береза. Она наклонилась над водой и вот-вот упадет. Ваша задача: обкопать ее, обтесать прикомлевой ком, чтобы уменьшить вес. Приедет трактор, мы зачалим березу и вытащим за ворота базы. Вот вам три лопаты и топор. Мы добросовестно прокопали канаву, обтесали ком. Работа была не из легких, постоянно приходилось обрубать корни топором. Глина – как засохший цементный раствор, лопата ее не брала. Через два часа подъехал трактор, березу зачалили тросом, трактор потянул… И не тут-то было. Береза зацепилась комом за край ямы и трактор оказался бессилен. Ком метра полтора в диаметре, да береза почти полметра диаметром. Что делать? (Рис.1) Директор предложил: - Ребятки, вы срежьте край ямы. Мы отвечаем: - Можно, но здесь на час работы. Глина плотная, только топору поддается. А тракторист бегает, суетится: - Директор, ты меня на 10 минут звал! А уже полчаса прошло, как вы копаетесь! Мне огороды надо пахать, деньги зарабатывать. Директор новое решение предлагает: - Давайте подымем ручками, поможем трактору! Мы отвечаем: - Ага! Тут грыжу недолго заработать, да и схватиться не за что: береза круглая, ручек нет, ком обтесан до предела. И вот, пока они все ругались, я думаю: «Я-то чего суечусь? У меня инструменты, ТРИЗ есть. Какой можно применить? Самый простой – ИКР, идеальный конечный результат, формула идеального решения, дающая направление для мысли. Формулируется так: «штуковина САМА выполняет требуемое действие». Что можно пожелать? Например: Штуковина сама поднимается из ямы. И как только я это сформулировал – в голове появился образ решения: вот штуковина медленно поднимается из ямы… А у вас появилось решение? Когда появился образ: «штуковина САМА поднимается вверх», я увидел, что вокруг полно того, что может помочь этому – сухой, мелкой глины мы натесали вдоволь. Я увидел ТО, ЧТО НИКТО НЕ ВИДЕЛ. Не видел и директор базы. А это бывший председатель колхоза! У него 25 лет практического опыта и в том числе по вытаскиванию пней из земли. И он, земледелец-профессионал, НЕ ВИДЕЛ! Дальше дело было так. Я попросил тракториста натянуть трос, ком приподнялся над дном ямы и образовалась щель. В нее насыпали сухой глины. Дали команду трактористу сдать назад – береза вернулась в исходное положение и между комом и краем ямы образовался зазор. Сюда также насыпали сухой глины. Эту процедуру проделали раза три. После каждого раза береза медленно поднималась из ямы. Медленно – но поднималась! Одновременно между комом и краем ямы образовывалась мягкая подкладка. Минут за пятнадцать мы управились: трактор потянул последний раз и береза, срезав край ямы, выехала за ворота базы. Рис.2 Это была моя первая решенная задача, после которой я поверил, что я могу делать то, что не может делать профессионал земледелец, управленец, педагог – я могу видеть невидимое для него и использовать для построения решения. Обратите внимание – не отыскания, а построения решения. А теперь можно проанализировать ход событий. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 1. Почему возникла проблема (анализ истоков проблемы). Откуда возникла проблема "на ровном месте"? Давая задание обкопать, директор поставил задачу узко и точно. Он поставил задачу исполнителям так (я до сих пор помню!): выкопаете канаву шириной со штык лопаты (принцип экономии сил: не делай лишней работы!), затем "обтешете топором прикомлевой ком максимально!", потом.... А почему он так поставил задачу? Потому, видимо, что понимал, что научным работникам по иному нельзя ставить – Бог знает, чего могут наворотить. В результате получился эскарп: препятствие в виде ямы с крутым склоном, обрывом, за который зацепилась штуковина (есть рекомендация в ТРИЗ: если не можешь точно назвать объект - назови "штуковина"). В управлении, особенно в воюющей армии, командир не прописывает способ, он ставит нужную ему цель - желаемое состояние объекта. Директор мог сказать так: - Мне нужно вытащить эту березу с базы! Подумайте, как это можно сделать и сделайте. Трактор я пришлю, когда будете готовы.Итак, причина проблемы - неверно, "половинчато" поставленная задача, не учитывающая последующего этапа - вытаскивания трактором. Вывод, сделанный мной на всю оставшуюся жизнь: исполнителю надо ставить задачу целостно: указывать конечный результат! В том числе и самому себе как исполнителю! 2. Особенности сложившейся проблемной ситуации. Опишем ситуацию без терминов: тяжелая штуковина зацепилась краем за край ямы и трактор не вытягивает ее. Способы устранения проблемы следующие: поднять руками штуковину; срыть край ямы. Препятствия: если поднимать, так не за что ухватиться! Да и тяжелая штуковина. Если срывать край - то велики затраты времени. Директор ведь ангажировал тракториста на короткое время, будучи уверен - сделаем! Введем понятие "оперативная зона", важное для решения проблемы. Оперативная зона похожа на увеличительное стекло. Вначале наводим его на всю ситуацию в этом месте, а потом все более точно настраиваем. И самая малая ОЗ в данном случае это край ямы, за который зацепляется штуковина при попытке трактора вытащить ее. Время - момент, когда трактор тянет ее тросом. При внимательном исследовании ОЗ можно видеть ресурсы: когда трактор натягивает трос - образуется щель внизу; когда отпускает - образуется зазор между краями штуковины и ямы. Щель это пустота, а пустота - это важнейший ресурс!!! Пустота образуется потому, что у штуковины есть важное свойство - "желание" вернуться в исходное состояние благодаря тому, что центр тяжести внизу. 3. Как появилось решение Решение появилось по принципу "новичкам везет", то есть не путем последовательного применения ТРИЗ, а через "озарение", инсайт. Но озарение появилось не "на ровном месте", а после того, как обученный человек верно сформулировал ИКР - средство, направляющее мышление. Сильнее этого средства нигде нет - по моим почти двадцатилетним данным. Результатом применения ИКР стало видение ресурсов: свойство штуковины возвращаться, зазор и щель, глина вокруг. Ну, такие свойства как зазор, щель - действительно тяжело представить как ресурсы. Но сухую глину-то Директор видел! Все видели ее! Но не видели как ресурс! Мое сегодняшнее понимание: владение ТРИЗ дает человеку Ясное Видение - способность видеть то, что другим не видно. А нормальный ход решения задачи по ТРИЗ (гарантирующий сильное решение) мог быть следующим. 4. Как должно проявиться решение. Ситуация: директор решил вытащить штуковину за ворота базы трактором, отсоединив ее от земли с помощью трех сотрудников. Возникло препятствие - зацепление штуковины за край ямы. Причина - жесткий край, тяжелая штуковина. Постановка задачи по ТРИЗ. Выбираем типовое решение, легко обнаруживаемое методом проб и ошибок – срыть край ямы. Но правило борьбы с психологической инерцией требует: откажись от термина "срыть". Способ ведь может быть неожиданным. Заменим на ближайший термин, не несущий профессиональной окраски – уничтожить край. "Край" термином не является, не несет в себе профессиональной инерции. АП: надо уничтожить край быстро, но как это сделать? ТП1: если уничтожать край аврально, то сроем, но затраты велики сил и времени; ТП2: если не уничтожать, то нет затрат, но край будет мешать вытаскивать. ФП: надо уничтожать край, чтобы вытащить и нельзя уничтожать край, чтобы не терять времени. ИКР: край САМ исчезает, совершенно не мешая трактору вытаскивать штуковину. Вот два простых приема разрешения ФП в Оперативной Зоне «край- штуковина»: 1. Разделение свойств в пространстве. Рис.3 На участке Х1 край исчезает, на участке Х2 край остается. Пока нас совершенно не волнует – где это Х1 и где Х2. Мы формулируем как в алгебре обобщенное решение, подстановку конкретных данных сделаем потом. Что значит исчезает? Надо уловить образ за словом. Исчезает – то есть становится (изменяются свойства!) все более мягким, податливым, перемещающимся, растворяющимся … Появился ли образ решения? Если нет - идем дальше. 2. Разделение свойств во времени. Сначала (время Т1) край существует, а затем (время Т2) исчезает, то есть становится все меньше, например (уменьшается размер, высота края!). Рис.4 Появился ли образ решения? Если нет - можно сделать сборку обобщенных решений. Сначала край жесткий, а потом становится все более мягким, податливым, перемещающимся, помогающим движению штуковины. Но сам по себе край жесткий. Значит нужно ввести некий ресурс, вещество, обладающее необходимыми свойствами. Слушатели, решавшие эту задачу, часто предлагали полить край водой из водохранилища. Действительно, вода могла бы сделать край более скользким, мягким, податливым. Верно. Но ведра поблизости не было. Один из инструментов ТРИЗ - Стандарты рекомендует брать в качестве третьего вещества видоизмененное вещество края или штуковины. А это не что иное, как глина, срезанная и вынутая из ямы – «отходы производства». По сравнению с водой этот ресурс ближе и не требует дополнительных средств доставки – ведра, достаточно лопат. Кроме того воды потребовалось бы значительно больше, чтобы размочить сухую глину края ямы. После решения задачи надо проверить его на выполнение законов. Один из них требует, чтобы было разрешено исходное противоречие. Проверим, разрешено ли противоречие: надо уничтожить край, чтобы утащить штуковину, не надо уничтожать край, чтобы не тратить время и силы. Найденное решение по своей сути есть уничтожение края без его уничтожения: собственно край, мешающий перемещению, остался неизменным. Но он перестал мешать, поскольку стал более «смазанным» и меньшего размера.. Второй закон – закон повышения идеальности – требует, чтобы результат достигался при меньших затратах времени и сил. Найденное решение потребовало совершать копательные движения для подбрасывания глины в яму, но затраты сил во много раз меньше чем при удалении края ямы. И времени на это потребовалось меньше, несмотря на манипуляции трактором по натягиванию и отпускании троса. Посмотрим, нельзя ли сделать найденное решение типовым, годным для определенного класса задач. Попробуем сформулировать его так: при вытаскивании тяжести из ямы, сделай горку из грунта, вынутого из ямы. А также: раскачивая тяжелый предмет в яме, подбрасывай под него грунт, чтобы поднять из ямы. И наконец: используй собственные ресурсы тяжелого предмета, в том числе его способность возвращаться в исходное положение. 6. Заключение Здесь вы лишь познакомились с реально решенной задачей и отдельными средствами решения задач. Решающие алгоритмы ТРИЗ применяются для более сложных задач и работают более точно и эффективно. Самый простой из них - пятиходовка Алексея Васильевича Подкатилина, лучшего на мой взгляд решателя проблем из Москвы. Есть АРИЗ-85в (версия АРИЗ 1985 года), есть последуюшие версии, выполненные уже без Генриха Сауловича Альтшуллера его учениками. | |
Категория: ТРИЗ применяем | Добавил: Veselej | |
Просмотров: 2962 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||