Главная » Файлы » ФСА ПРАКТИКА |
28.02.08, 21:50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместить несовместимое
Так называется одна из глав в книге посвященной принципам менеджмента в компании Toyota [1]. В этой главе описывается подход, который был использован на этапе концептуального проектирования первого автомобиля Lexus. На мой взгляд, интересной особенностью этого этапа является шаг, на котором главный инженер выбирает параметры и предъявляет требования к будущей машине. Для лучшего понимания ситуации опишу шаги проектирования в общих чертах.
Схема этапа концептуального проектирования выглядела таким образом: 1. Постановка исходной задачи 2. Исследование потребительских предпочтений и сравнительный анализ конкурентов 3. Выбор параметров и предъявление требований к проектируемому автомобилю
Шаг 1. Постановка исходной задачи Руководством была поставлена задача - создать автомобиль класс-люкс, который превзойдет конкурентов (BMV, Mercedes, Audi, Volvo, Jaguar). Решение поставленной задачи осложнялось двумя обстоятельствами: (1) наличием большого числа конкурентов "со стажем", (2) отсутствием опыта в разработке машин такого класса. Чтобы создать конкурентно-способную машину предстояло обеспечить лучшие технические и внешние характеристики чем у аналогов и по самой низкой цене. Владельцы фирмы пошли на неожиданный шаг - руководить процессом создания нового автомобиля был поставлен не самый опытный разработчик, а человек, до этого возглавлявший службу испытаний автомобилей. Для того чтобы понять, что же ждет потребитель, надо было ответить на следующие вопросы: - По каким параметрам покупатели оценивают машины класса-люкс? - Какой уровень достижения этих параметров у конкурентов?
Шаг 2. Исследование потребительских предпочтений и сравнительный анализ конкурентов. На этом шаге был проведен опрос нескольких десятков владельцев автомобилей класса люкс. Особенностью этого шага является то, что главный инженер самостоятельно проводил опрос потребителей, задавал вопросы, слушал ответы, оценивал потенциальных покупателей проектируемого автомобиля. В результате полученную информацию удалось свести в две простые таблицы, которые захватывали основные аспекты использования машин класса "люкс" того времени. Таблица 1 Критерии выбора одной из конкурирующих моделей автомобиля класса "люкс" (1980-е годы) [1,стр.81]
Таблица 2 Представления потребителей о дорогих машинах (1980-е годы) [1,стр.82]
Шаг 3. Выбор параметров и предъявление требований к проектируемому автомобилю Чтобы создать конкурентноспособную машину, нужно отталкиваться от двух обобщенных параметров "цена" и "качество" (под качеством в данном случае понимается совокупность функционально-технических параметров и факторов эмоционального восприятия). Двигаясь в ту или иную сторону (см. рис) изменения параметров "цена-качество" производитель будет решать разные задачи в рамках общего направления создания нового автомобиля.
В данном случае было выбрано направление планомерного совершенствования процесса. Надо отметить, что движение в этом направлении требует хорошей координации процессов проектирования и производства, слаженной работы тысяч инженеров, необходимости искать выходы из тупиковых ситуаций, и как можно меньше идти на компромиссы. Таблица 3 Задачи, которые стояли перед Lexus (целевые показатели для Lexus сравниваются с двумя моделями автомобилей на основе двигателей 4.2L.) [1,стр.84]
Ниже в таблице представлены парные взаимоисключающие требования к будущей машине. Дробление исходной задачи на несколько направлений позволило команде сконцентрироваться на конкретных задачах и облегчило организационную сторону работы, позволяя различным отделам работать над своей парой требований. Таблица 4 Взаимоисключающие требования к будущей машине [1,стр.85]
Lexus LS400 (1989)[2]
Почему же главному инженеру и группе проектировщиков удалось создать лучшую машину в своем классе не имея опыта таких гигантов как Mercedes и BMW? В чем было их собственное преимущество? Представляется, что такого результата удалось добиться за счет нескольких ключевых моментов: 1. Постановка высокой цели: создание лучшей машины в своем классе 2. Выбор руководителя проекта: главный инженер, руководивший проектом, был выбран не из среды проектировщиков, до этого он руководил проведением испытаний узлов и деталей автомобилей Toyota. Другими словами - у него не было инерционности мышления в области проектирования автомобилей и поэтому ему легко было ставить "противоречивые" задачи и требовать их решения. 3. Высокий уровень технического оснащения: самые современные на тот момент технологии и оборудование 4. Высокий уровень трудовой дисциплины: тысячи инженеров были сконцентрированы на решении задач по созданию нового автомобиля 5. Эффективная система управления
Возможно были и другие факторы, не менее значимые для достижения результата. Но ключевой составляющей все-таки наверное останется способность ставить "неразрешимые" задачи и добиваться их решения.
Литература [1] Джеффри К. Лайкер / Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира (2-ое издание) / Издательство Альпина Бизнес Букс, 2006 г. [2] www.drive.ru/lexus/history/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: ФСА ПРАКТИКА | Добавил: Veselej | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2692 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||