Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (36.0 Kb) · Скачать удаленно () ] | 23.02.08, 16:39 |
О
ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ ТРИЗ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРА» ПРИНЦИПЫ КУРСА И ЛОГИКА ЗАНЯТИЙ Принцип 1.
Максимальная практичность. ТРИЗ – технология, а не теория и поэтому ее можно усвоить и освоить только применяя, а применять нужно к практическим ситуациям прошлого или настоящего. Именно поэтому мы даем серии проблемных ситуаций из прошлого (где уже известно решение) и настоящего (из вашей жизни и работы). ТРИЗ – технология, основанная на системе понятий, которую можно назвать «теорией». Принцип 2.
Максимальная универсальность. ТРИЗ – технология, применяемая к любым ситуациям, и поэтому обучение строится на практических ситуациях разных специальностей, в том числе научных, инженерных, педагогических и т.п. Возражения типа «эта задача не по моей специальности» не принимаются, поскольку серьезная задача лежит чаще всего вне специальности или на стыке специальностей. Принцип 3. Неполнота
данных о ситуации и избыточность. В реальной практике никогда нельзя быть уверенным, что вся информация получена. Сам процесс решения есть процесс постановки задачи с постоянным поиском недостающей информации. Вместе с тем, часто дается избыточная информация, затрудняющая выделение задачи. Именно поэтому жалобы на то, что «информации было недостаточно» не принимаются. Всегда можно получить у консультанта недостающую информацию. Логика дистанционного
курса. Обучение на дистанционном курсе отличается от регулярного обучения в аудитории. Мы начинаем курс с Описания Вашей проблемной ситуации, затем переходим к ее Анализу и затем к Постановке Цели (определению решения). Можно сказать, что курс строится как система задач: 1. научись «описывать ситуацию»; 2. научись «анализировать ситуацию»; 3. научись «выявлять проблему (противоречие)»; 4. научись «ставить задачу»; 5. научись «решать задачу». КАК ИЗУЧАТЬ ТРИЗ С чего начинать ТРИЗ изучается на основе анализа большого количества
примеров (кейсов), приведенных в книгах и на сайтах. Часть примеров мы вышлем,
другие можно найти на сайтах Международной Ассоциации ТРИЗ, кроме того нужно найти
несколько книг[1] автора ТРИЗ
Г.С.Альтшуллера и его учеников в библиотеке или заказать через Интернет –
магазин. При чтении книг нужно самостоятельно использовать описанные средства (противоречие, ИКР,
приемы, ресурсы, стандарты, АРИЗ). Но, самое важное, – необходимо работать с собственными
практическими ситуациями. Для этого нужно их описывать и анализировать. Описание и анализ ситуации. Для того, чтобы анализировать ситуацию, надо иметь
«сырье», исходный материал для анализа.
Как правило, нормальный инженер, менеджер, специалист не делает этого
важнейшего шага, не описывает проблемные ситуации. А тогда, его умение
описывать не тренируется, и кроме того нет материала для анализа. Труднейшая интеллектуальная
работа ведется с «кашей в голове» вместо четкого набора данных. Описание уже само по себе требует анализа, выделения из
потока жизни того, что необходимо для изменения ситуации не случайным, а
закономерным образом. Вот критерии нормального описания ситуации: 1)
полнота; 2) краткость; 3) точность; 4) ясность. Разберем эти критерии. «Полнота» означает, что не упущены важные детали, имеющие
отношение к данной системе, ситуации. «Краткость» означает, что нет ничего
лишнего, не относящегося к делу. «Точность» означает, что описывается только
то, что есть, а не мнения и соображения описывающего или рассказывающего.
«Ясность» означает, что используется язык, понятный для неспециалиста, без жаргона
и терминов. Анализ часто понимают как «разложение на части». Тогда
«проанализировать мясорубку» означает развинтить ее и положить на столе. На
самом деле анализ есть установление неочевидных связей, как полезных, так и
вредных, как видимых, так и не видимых, обнаруживаемых лишь при тщательном
исследовании взаимодействий. Результатом анализа является новое знание о системе, устройстве, явлении, коллективе, а также понимание их поведения, работы,
процессов в них. Говоря научным языком – модель
системы, устройства, явления, коллектива. Пример 1. При
анализе обычной мясорубки в бюро ФСА НПО «Электросила» было обнаружено более
100 (!) нежелательных явлений. В том числе явление отталкивания мяса от решетки
нерабочей стороной ножа, тогда как шнек нагнетает мясо к решетке. В результате
действия сил мясо закручивалось у
решетки, а не продвигалось в нее. Пример 2. При
анализе технологического процесса изготовления кипятильника (там же) были
обнаружены совершенно ненужные операции нарезки трубки, поставляемой в бунтах,
на плети длиной 2,5 м и выравнивание их, тогда как нужны были заготовки 25 см,
которые затем навивались в спираль. Порядок
самостоятельной работы Если
вы на нескольких примерах поняли, как работает средство, попробуйте применить
его к нескольким новым задачам до того, как прочитаете ответ автора книги. А
затем сравните с результатом автора. Пишите
нам при возникновении вопросов, недопонимания! Запомните: глупых вопросов не
бывает! [1] Книги Г.С.Альтшуллера
«Найти идею», «Творчество как точная наука», «И тут появился изобретатель»,
«Алгоритм изобретения». Сайт www.trizland.ru, www.triz-ri.ru. | |
Категория: Мои файлы | Добавил: Veselej | |
Просмотров: 2640 | Загрузок: 735 | Комментарии: 8 |
Всего комментариев: 2 | |
| |