ТРИЗ
– ОСНОВА ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ
Когда я прошел обучение и стал пропагандировать ТРИЗ, а
потом обучать других, возникла проблема, которую ставили передо мной разные
люди.
- Не могли бы вы рассказать о ТРИЗ у нас на кафедре. Но мы
можем выделить вам не более двадцати минут! У нас диссертацию докладывают за
это время! – говорил заведующий кафедрой
МЭИ.
Или другая ситуация.
- Расскажи мне о ТРИЗ за пять минут, пока мы идем до
столовой! – просил новый знакомый на педагогическом семинаре.
Вот о таком средстве я здесь расскажу. Это сказка. Она
позволяет объяснить основные понятия ТРИЗ и показать, как они используются
примерно за 10-15 минут даже в детской аудитории.
ВСЯ ТЕХНОЛОГИЯ В
ОДНОЙ СКАЗКЕ
Сказка называется «Болтливая старуха».
Здесь я обычно останавливаюсь и спрашиваю аудиторию: - Есть
ли у старика проблема в этот момент?
Чаще всего отвечают «Да, есть. Как донести домой».
Тут же перевожу иностранное слово: «ситуация» – это
расположение действующих лиц во времени и пространстве.
А в чем проблема у старика, когда он
захотел, или как говорили на Руси «взалкал»? Проблема в том, что первоначально
не видится способа удовлетворения потребности – одному перенести слиток
невозможно. У человека в такие моменты в голове одна мысль: Что делать? В
голове путаются варианты решений: что если спрятать? Тогда как пользоваться?
Перенести, но как ухватиться за него? Процесс «думания» хаотичен, нет порядка и
трудно его навести в уме.
Проблема – обозначение состояния человека,
когда есть потребность, нужда и не видится возможностей, средств, способов ее
удовлетворения.
Старик нашел решение этой проблемы. Мы не знаем, как он
его нашел, в сказке не описан процесс
поиска решения. Но, зная, как примерно мыслит специалист, владеющий ТРИЗ, можно
восстановить ход решения, ход мысли
изобретателя.
Применение технологии в ситуации
Вот как старик мог бы описать «желаемую ситуацию»: золото
лежит дома, и он его использует, преобразует в материальные блага.
После того, как будущее определено – выстроено в уме, -
можно выделить задачу. Если желаемая ситуация это «слиток золота лежит дома»,
то можно сформулировать задачу, начиная со слова «как»: как доставить слиток домой?
Выбор задачи – самое трудное дело. Здесь помогает
использование вопроса «зачем». Например: зачем доставить домой? Чтобы хранить в
безопасности. А зачем хранить? Чтобы использовать для своего блага. Вопрос
«зачем» помогает выстроить задачи в последовательную цепочку:
- доставить
домой (скрытно, быстро);
- сохранить
дома (безопасно, скрытно);
-
использовать слиток дома (удобно, незаметно).
А наречия в скобках можно назвать
«критерии качества решения». Они обозначают определенные требования. Причем
каждое может быть измерено определенными показателями.
Очевидно, что решение «хранить слиток в лесу» не проходит по
критерию скрытности и безопасности. Итак, задача определена: доставить слиток
домой скрытно и безопасно. Но нет сил и не за что ухватить слиток. Если катить
- все соседи сбегутся! Вот оно, АП – административное противоречие: есть задача
«доставить домой», но нет сил, не видится возможностей для решения задачи.
АП – административное противоречие, это
иное название того, что в обычном языке называют «проблема». Противоречие здесь
между потребностью и возможностями: потребность есть, а возможностей либо нет,
либо не видятся необученному человеку. Смысл введения АП как средства – выделение
задачи, жизненно важной для человека.
Старик находит возможность, способ разрешения АП: надо позвать на помощь старуху! Она поможет.
Но тут другая беда: старуха страшно болтлива. Как только принесем, думает
старик, сразу побежит по соседям,выдаст тайну. То есть если использовать данный способ
– возникает нежелательный эффект,
негативное действие – требование скрытности не соблюдается.
На основе способа разрешения АП логика ТРИЗ рекомендует сформулировать
ТП – техническое противоречие в виде:
- если
позвать старуху, то доставлю золото домой быстро (это хорошо), но она тут же
выболтает (это плохо);
- если же
не звать старуху, то она не выболтает (это хорошо), но не доставлю золото домой,
оно останется в лесу (это плохо).
Техническое
противоречие –
сочетание позитивных и негативных последствий при выборе способа действий,
мешающихиспользованию данного способа действий. Смысл формулирования ТП –
выделение возможных действий и возникающих нежелательных последствий для
последующего разрешения с помощью приемов.
Вслед за техническим противоречием формулируем физическое противоречие, как предельно
жесткое требование: Надо позвать старуху, чтобы донести слиток домой и нельзя
звать, чтобы сохранить тайну.
ФП – физическое противоречие это соединение в одной формуле
противоречивых требований к действию, к объекту, к свойствам объекта или
субъекта.
Старик, - деваться некуда, - выбирает вариант «позвать
старуху». Почему этот вариант? Да потому, что решение удовлетворяет критериям:
скрытно, быстро, безопасно. К старухе на этом этапе нет претензий.
Нежелательный эффект – способность старухи выбалтывать тайны – проявляется в
другое время, в другом месте. И старик решает задачи по мере их появления, но
решает заранее и в уме, а не по ходу дела, как это часто делают.
Здесь можно ввести понятие «оперативная зона»: ОЗ - это пространство и время, где и когда
проявляется нежелательный эффект. ОЗ помогает сосредоточивать внимание,
мышление именно там, где это нужно, не распыляясь.
Важный момент: решение сложной первоначальной задачи требует
периодического ее уточнения, перехода к новым задачам..
Здесь старик мог бы сформулировать ИКР – идеальный конечный результат:
пусть старуха выдает тайну и САМА себя опровергает. Рисуем в уме фантастическую
ситуацию: выдает тайну, сообщает о ценности и тут же делает это бесценным,
делает свое сообщение незначительным, пустяковым. Буквально: одним предложением
выдает, а другим – опровергает! Поскольку сама она это не сделает, надо ей
помочь, надо дать ей материал для опровержения реальности.
ИКР – важнейший инструмент ТРИЗ. Он
помогает найти и выдержать направление на предельное решения: малозатратное, эффективное.
Формулируется по схеме: Объект САМвыполняет желательное действие.
Старик создает фантастическую
ситуацию заранее, до того, как они со старухой пошли в лес. И создает ее,
используя приемы и ресурсы.
Прием – это обобщенное указание на типовое
преобразование, действие. Например: сделай наоборот, или «объедини», или
«раздели».
Ресурс- это возможности, существующие в
человеке и вокруг человека, все то, что его окружает, в том числе воздух,
пустота, отходы, все, что под руками.
Первый прием: сделай
заранее, до того, как наступишь на грабли. Второй прием – объединение, или в данном случае – фантастическое сложение. Старик развесил
на ветках кустарников, деревьев блины, взятые со сковородки, создав совершенно
фантастическую ситуацию. Действительно, не бывает в лесу блинов на деревьях.
Но этого мало показалось старику. Надо добиться
гарантированного результата.
И он
использует еще один прием: инверсии или
перестановки. Пересаживает щуку, попавшую в ловушку и зайца, угодившего в
расставленные силки, меняет их местами.
Всего приемов в ТРИЗ известно около пятидесяти.
В сказке есть великолепное место,
совершенно незначительное, но помогающее понять мышление настоящего
изобретателя и показать еще одно понятие ТРИЗ – даровой ресурс. Когда старик со
старухой вечером выходят на опушку леса, где-то за холмом стадо гонят и коровы
ревут.
Старуха обращает внимание на это явление:
- Слышь, старик, никак коровы ревут?
Старик и этот незапланированный, как бы случайный шанс использует для укрепления своего решения. Он отвечает: «Это не коровы ревут, это нашего барина черти дерут!»
В результате, когда они принесли золото домой, старуха
побежала по соседям и разболтала. Пришел барин и стал требовать золото. Старик
отпирается, не находили, мол. А старуха честно, по порядку, со всеми
подробностями стала пересказывать все, что видела.
Понятно, что получилось? Понятно,
почему старик остался с золотом? Все было так, как запрограммировал разумный
старик.
Конечно, это сказка. В реальности могло быть по-другому. Но
мне не это важно. Мне важно было показать вам ход возможного решения
практической жизненной задачи с применением средств ТРИЗ.
Давайте еще раз посмотрим логику
использования средств ТРИЗ в ходе решения практической задачи.
ХОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ТРИЗ
Все начинается с ситуации, где есть человек, желающий ее
изменить. У человека появляется новая
потребность, но не видится возможностей для ее удовлетворения, для
изменения ситуации.
Традиционно здесь человек начинает
действовать методом проб и ошибок, отыскивая похожие решения в своей голове. Но
ситуация может оказаться нестандартной и подходящих решений не находится.
Человек говорит: задача не решаемая! И это верно!
С небольшой добавкой: она не решаемая с помощью известных ему средств. Обученный специалист должен ситуацию преобразовать в задачу. В ситуации может быть много задач и сразу бывает трудно увидеть ту, единственную, которую надо решать.
Определив задачу,
можно сформулировать АП. Делается это для того, чтобы использовать все
более и более сильные средства преодоления противоречий – приемы. Приемов разрешения АП нет. Есть около 50 приемов разрешения
технического противоречия и 3 приема разрешения ФП.
Важно, что в процессе преобразования
ситуации в задачу меняется оперативная
зона: пространство и время, где сосредоточено внимание решателя. Вначале
это пространство всей ситуации, где происходит действие, а затем все более
ограниченная зона – определенное пространство, время, отношение.
На определенном этапе формулируется ИКР – идеальный конечный результат,
направляющий решателя к предельно дешевому, малозатратному решению.
Итак, вместо использования метода
проб и ошибок, изобретатель может
А) сформулировать
цепочку из противоречий;
Б) выбрать
направление на идеальное решение – сформулировать ИКР;
В) использовать приемы разрешения противоречий,
чтобы
Г) соединить ресурсы для создания решения – ситуации, где цель достигнута, а противоречие разрешено.
Если есть вопросы - пишите!