Главная » Файлы » ИНСТРУМЕНТЫ ТРИЗ |
30.03.08, 22:13 | |||
Проблема в
том, что наше сознание и память не могут удерживать более 7 объектов, а
работать эффективно могут лишь с двумя-тремя. Результатом обычного мышления
являются упущения в формировании образа объекта, процесса, явления,
организации. Схема помогает управлять мышлением при анализе любого явления или процесса. Она как бы задает вопросы, отвечая на которые начинаешь лучше понимать исследуемый объект. При
использовании можно двигаться по генетической (исторической) оси (прошлое
будущее). Можно по оси иерархии «подсистема – система -надсистема». Можно по
оси «мешающие – сотрудничающие системы», где «мешающие» означает: выполняющие
антифункции, противоположные действия. МЕТОДИКА РАБОТЫ Объект помещается на центральный экран. А дальше задаем вопросы: частью чего он является? Во что входит? Из чего состоит? Что было с ним раньше? И так далее, собирая информацию в целое. ПРИМЕР Выберем объект. Ось иерархий. НС: Понятно, что дворник (Д) подчиняется Конторе. А в
конторе – кому он подчиняется? Кому на
него жаловаться или благодарить? ПС: Какие способности есть у Д? Какие чувства он испытывает
в процессе уборки мусора? Медитирует или стремится поскорее избавиться от
работы? Что им движет? Ось генетическая-прошлое ПР: Кем был Д раньше, где работал? Понятно, что высшего
образования у него нет. А может быть есть? Как это установить? ПР: Еще глубже в историю. Какие раньше были дворники? Кто
ими управлял, ведь Конторы не было? ПР: Еще глубже: когда появились Д? Кто их отец-благодетель?
Еще дальше
в будущее. Какова судьба профессии «Д»? Как будет выполняться функция в
будущем? При каких условиях исчезнет?
Функция
дворника – убирать мусор или чистить двор? Здесь, при формулировании функции
нужны навыки ФСА (функционально-стоимостного анализа) иначе можно ошибиться с
определением функции. Более точно – чистить двор, подъезд. Есть продукт – пространство, свободное от мусора, грязи. Понятно,
что антисистема, создающая мусор, это прохожие, жильцы дома. А также природа.
Но природа и убирает мусор, утилизирует его, если ей не мешают. Выходит, построив
многоэтажный дом, мы создали систему, мешающую природе, поэтому и тратим время
Д на уборку природного мусора. Прохожие,
особенно молодежь, это просто генератор мусора. По вечерам во двор заходят
компании, желающие приятно провести время. Банок и бутылок создается столько,
что Д поставил ящик. Но это не до всех доходит. С другой
стороны: не будет мусора, Д не будет работать. Если он работает, значит его это
устраивает? Или нет? Получается:
системы с функцией и антифункцией нужны друг другу в социуме? Они дополнительны и существование одной не мыслимо без
другой. Нет преступников не будет и милиции, юстиции. Не будет больных – врачей
придется увольнять. Вот на такие мысли наводит
движение по экранам схемы Альтшуллера… ОЦЕНКА РАБОТЫ Начиная эту работу, я не видел, куда она меня заведет. А завела она меня в отношения в обществе. Это ново для меня. ПРАКТИКА Проверьте
качество вашей работы. Критерий высокого качества – вы получили новое
представление о данное объекте, хотя бы даже очень простом. Пришлите вашу работу. Успехов! Открытий в обычной жизни и работе! | |||
Категория: ИНСТРУМЕНТЫ ТРИЗ | Добавил: Veselej | |||
Просмотров: 7572 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 |
Всего комментариев: 3 | |
| |