МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ?

Вот как отвечал на этот вопрос советский инженер Генрих Альтшуллер, создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): «… новая технология решения творческих задач в той или иной форме неизбежно распространится и за пределы техники. Насколько далеко? Трудно сказать. Кто мог предвидеть, что из опыта Герца, из уравнений Максвелла, из грозоотметчика Попова возникнет радиотехника, ныне так или иначе влияющая на жизнь каждого человека?..

По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовывать и себя самого. Кто может сказать, что есть предел процессу очеловечивания человека?.. До тех пор, пока будет существовать человек, будет совершенствоваться управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути".

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 15.

 

ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?

ТРИЗ – технология решения изобретательских задач, созданная в СССР советским инженером Генрихом Альтшуллером на основе изучения тысяч изобретений. В 21 веке ТРИЗ все шире используется в педагогике, в бизнесе, в рекламе, в маркетинге. Есть примеры использования ТРИЗ на уроках физики, литературы, в начальной школе и в детском саду.

В настоящее время ТРИЗ уже широко используется не только в России, но и в США, в Японии, во Франции и других странах. Специалисты по ТРИЗ приглашаются в такие фирмы как Samsung, GeneralElectric, Kodak и в другие для решения сложных проблем. Инженер Николай Шпаковский за два года сэкономил фирме Samsung около 90 миллионов долларов и получил персональную премию и награду от президента фирмы в 2002.

 

ПОЧЕМУ В 21 ВЕКЕ   ТРИЗ  НУЖНА  КАЖДОМУ?

Существенно возросла скорость изменений в мире, все более жесткие требования предъявляются к качеству решений менеджеров и инженеров, маркетологов и рекламистов. Даже в такой консервативной отрасли как система образования возрастает ценность нестандартных решений. Родители, особенно те, что платят «хорошие деньги» за обучение своих детей, требуют от педагогов и управленцев повышения качества образования. Директора школ вводят в расписание новые предметы, но это не решает проблемы: новые знания есть, но отсутствует принципиальная новизна. В 21 веке надо обучать не знаниям, а технологиям, позволяющим получать гарантированное качество результата, продукта, учащегося.

 

НУЖНО ЛИ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ УЧИТЬСЯ ТВОРЧЕСТВУ?

Ответ очевиден: да, нужно! Другое дело, что можно учиться на горьком опыте, так, как учились деды и прадеды. А можно пройти курс продолжительностью 48 часов и получить начальное ТРИЗ-образование. Это позволит видеть и формулировать проблемы и переводить их в задачи. Следующие 48 часов позволят стать уверенным решателем проблем. Еще 48 часов обучения позволят стать разработчиком новых методов решения задач в любой сфере.

 

ЧТО ДАЕТ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ  ВЛАДЕНИЕ  ТРИЗ?

В свое время Ф.Бекон писал: «Достоинство хорошей методы состоит в том, что она вручает каждому средство надежное и верное: она уравнивает способности». ТРИЗ делает именно это: позволяет молодому человеку, прошедшему обучение, обрести способность выдавать решения проблем такие, которые недоступны даже опытным специалистам со стажем. Ученики кружка «Юный изобретатель» ленинградского инженера Игоря Викентьева через 3 года занятий уже решали технические проблемы, которые их родители приносили с производства на занятия кружка. Через пять лет часть этих ребят стала сотрудниками фирмы  «ТРИЗ-Шанс», которую создал их руководитель.

 

ГДЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ТРИЗ?

В Санкт – Петербурге с 1972 года работает Международный университет научно-технического творчества. Создана Международная Ассоциация преподавателей и разработчиков ТРИЗ со штаб-квартирой в г.Петрозаводске

В г.Чебоксары в Чувашском госуниверситете на химическом и техническом факультетах занятия ведут Мастер ТРИЗ В.А.Михайлов и консультант по ТРИЗ и ФСА В.П.Гальетов. Кроме того,  проводятся курсы, где учат  ТРИЗ в управлении, в рекламе, в образовании.

На начальном курсе «ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», можно познакомиться с наиболее простыми методами творчества и основыми понятиями ТРИЗ. Для того, чтобы записаться на курс, можно позвонить по тел. 8-960-313-1987 Гальетову Валерию Павловичу, администратору курсов. Или написать по электронной почте.                                                                                                                                                                                                                                  

ПОПЫТАЙТЕ СВОИ СИЛЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

Задача 1. Для борьбы с вредным жуком-долгоносиком ученым необходимо измерить температуру его тела. На разработку прибора для измерений запросили 5 миллионов рублей. Изобретатель Качугин решил эту задачу за 5 минут. Как это можно сделать: за 5 минут измерить температуру тела жучка-долгоносика?

Задача 2.  В цех, где стоят станки и работают рабочие, машины завозят заготовки и отвозят готовые изделия. Ворота в цехе постоянно открыты, гуляют сквозняки и рабочие болеют.  Задача предлагалась школьникам в газете "Пионерская правда". Мама и дочка, ученица 6 класса прислали свои решения. Мамино стоило около 100 000 рублей по оценкам экспертов, а решение дочери - не более 500 рублей. Попытайтесь и вы найти решение.

Задача 3. На железной дороге во время снегопада необходимо через каждый час чистить стрелки, поскольку падающий снег забивает промежуток между подвижным и неподвижным рельсом - поезд может сойти с рельсов. На расчистку стрелок бросают всех свободных людей. Ребята из кружка "Юный изобретатель" г.Санкт-Петербурга решили эту проблему. Известные решения продувать стрелки воздухом и чистить метлой - затратны, требуется привлекать людей для этой работы. Должно работать "чудесное вещество". Попытайтесь  построить  его «словесный портрет» и обнаружить в своей комнате.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  ТРИЗ 

"Люди плохо, неумело мыслят - это неоспоримый факт. Редкие случаи Хорошего Мышления проявляются сейчас как мгновения неуправляемого "озарения". Из миллиона человек "озарения" возникают у одного человека, да и у того они составляют суммарно лишь несколько минут в течение жизни. Мы против этого. Мы считаем, что человек должен научиться мыслить соответственно решаемым им задачам. Когда человек встречает любую трудную задачу, ситуация ничем не отличается от того, что есть в изобретательстве: та же страшная нехватка информации, то же убийственное действие психологической инерции, то же потрясающее отсутствие системы мыслительных операций - и как следствие - примитивный перебор вариантов. И если в изобретательстве нам удалось создать Систему Хорошего Мышления, то почему нельзя этого сделать в других областях?.. Человек должен хорошо мыслить - сильнее всяких "озарений" и "осенений". Сегодня это может показаться невероятным, как показалась бы невероятной пещерному человеку идея о том, что редкие костры, затерянные в первобытной ночи, неизбежно должны смениться сплошным морем электрического света над современными городами.

    Человек сможет Хорошо Мыслить, если будет создана Общая Теория Хорошего Мышления. В этом - конечная цель нашей работы".

    Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л., Современное состояние Теории Решения Изобретательских Задач (рукопись), Баку, 1975 г.

http://www.altshuller.ru/triz2.asp