00:40 Введение. Из книги Азбука изобретательности |
На первом уроке учительница сказала:
«Ребята, арифметики вы еще не знаете, а для решения задач очень важно развивать
смекалку. Для этого я буду вам загадки загадывать». И задает загадку: «Сидит
девица, сама в темнице, коса на улице», потом другую, третью. И вот тут я заметил интересную вещь:
одни ребята отгадывают загадки, а другие – нет. И я, как ни стараюсь, не всегда
могу отгадать! А я очень старался все делать так, как говорила учительница. Мне
стало до слез обидно: хочу отгадать – и никак не могу. А учительница поощряет: «Давайте
ребятки, проявляйте больше смекалки». И хвалит передовиков: «Вот Сережа и Вася молодцы,
смекалистые!» Я пришел домой и говорю матери: «Как
же так, я хочу отгадать, все делаю, но как мне смекалку проявить, чтобы
отгадать загадку?» Мать подумала и сказала: «Ты
представляй!» И стала учить меня графическому моделированию ситуации – так
сейчас можно назвать то, что она делала. Тогда мне и в голову не могло
придти, что все мы столкнулись с противоречием: если отгадываешь, то
развивается смекалка, сообразительность, но для того, чтобы ребенок отгадал –
его надо научить отгадывать при отсутствии смекалки. А этого умения «научить»
долго не было в то время ни у кого вокруг меня. В ту пору мир представлялся мне
очень непонятным, загадочным и странным. Внезапно умер Сталин, многие взрослые
плакали, переживали, спрашивали, как будем жить дальше. Потом неожиданно умер
мой отец. Так бы я и жил под впечатлением странности и непонятности окружающего
темного царства, но попалась книга «Изгнание шестикрылого серафима»
Р.Бахтамова. Автор описывал реальные
изобретательские ситуации из жизни реальных людей. Я понял, что человек с
помощью своего разума может решать сложные проблемы. Оказалось, что есть даже
определенные правила, изучив которые можно стать более изобретательным. Но мне и в голову не могло придти, что уже
есть люди, разрабатывающие правила использования разума и обучающие таким
правилам. И я нашел средство – сказки, где
проявляется такое качество как изобретательность – способность человека
находить нестандартные решения, способность выходить из трудных ситуаций. Для того,
чтобы вам был понятен мой замысел, прочитайте первую сказку, а потом я объясню,
что можно найти в этой книге и чем она может быть вам полезна. |
|
Всего комментариев: 0 | |