Главная » 2008 » Февраль » 21 » Введение. Из книги Азбука изобретательности
00:40
Введение. Из книги Азбука изобретательности

Много лет назад моя мать готовила меня к школе. Она наставляла: «Ты старайся выполнять все, что говорит учительница. Тогда не придется переделывать, получать плохие отметки. Слушай внимательно и все выполняй». Я уже тогда не любил ничего переделывать и очень старался быть исполнительным учеником.

На первом уроке учительница сказала: «Ребята, арифметики вы еще не знаете, а для решения задач очень важно развивать смекалку. Для этого я буду вам загадки загадывать». И задает загадку: «Сидит девица, сама в темнице, коса на улице», потом другую, третью.

И вот тут я заметил интересную вещь: одни ребята отгадывают загадки, а другие – нет. И я, как ни стараюсь, не всегда могу отгадать! А я очень старался все делать так, как говорила учительница. Мне стало до слез обидно: хочу отгадать – и никак не могу.

А учительница поощряет: «Давайте ребятки, проявляйте больше смекалки». И хвалит передовиков: «Вот Сережа и Вася молодцы, смекалистые!»

Я пришел домой и говорю матери: «Как же так, я хочу отгадать, все делаю, но как мне смекалку проявить, чтобы отгадать загадку?»

Мать подумала и сказала: «Ты представляй!» И стала учить меня графическому моделированию ситуации – так сейчас можно назвать то, что она делала.

Тогда мне и в голову не могло придти, что все мы столкнулись с противоречием: если отгадываешь, то развивается смекалка, сообразительность, но для того, чтобы ребенок отгадал – его надо научить отгадывать при отсутствии смекалки. А этого умения «научить» долго не было в то время ни у кого вокруг меня.

В ту пору мир представлялся мне очень непонятным, загадочным и странным. Внезапно умер Сталин, многие взрослые плакали, переживали, спрашивали, как будем жить дальше. Потом неожиданно умер мой отец. Так бы я и жил под впечатлением странности и непонятности окружающего темного царства, но попалась книга «Изгнание шестикрылого серафима» Р.Бахтамова.

Автор описывал реальные изобретательские ситуации из жизни реальных людей. Я понял, что человек с помощью своего разума может решать сложные проблемы. Оказалось, что есть даже определенные правила, изучив которые можно стать более изобретательным. Но мне и в голову не могло придти, что уже есть люди, разрабатывающие правила использования разума и обучающие таким правилам.

Прошло два десятка лет, я стал инженером и работал «на переднем крае науки». Мне и моим коллегам приходилось решать сложные задачи инженерной электрофизики. Тогда многие блуждали в поисках эффективных решений, действуя под лозунгом советских изобретателей: «Твори, выдумывай, пробуй!». И лишь когда я напробовался, работая методом проб и ошибок, тогда познакомился с теорией решения изобретательских задач – ТРИЗ. А когда познакомился, понял, какая это сильная наука, когда начал использовать ее находки, то стал обучать других людей. Жизнь стала более понятной, решения стали появляться более обоснованные и разумные.

И вот не так давно мне захотелось помочь другим людям, детям и взрослым. Тем, кто даже не представляет, как человеческий разум может решать сложные проблемы. ТРИЗ – сложная наука, надо специально учиться, чтобы пользоваться ее инструментами. А это не для всех подходит, многим людям кажется достаточным и тех средств, что у них есть. Моя задача – помочь каждому приблизиться к ТРИЗ, познакомиться с ее действием без обучения.

И я нашел средство – сказки, где проявляется такое качество как изобретательность – способность человека находить нестандартные решения, способность выходить из трудных ситуаций.

Для того, чтобы вам был понятен мой замысел, прочитайте первую сказку, а потом я объясню, что можно найти в этой книге и чем она может быть вам полезна.

Просмотров: 1095 | Добавил: Veselej | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: